Мнение депутата Новикова В.Г. по отчету Уполномоченного по правам человека на Законодательном Собрании Оренбургской области 19 апреля 2017 года

Товарищи!
В соответствии с Законом мы ежегодно заслушиваем Доклад Уполномоченного по правам человека, целью которого является  информирование органов власти и общественности о ситуации с соблюдением прав и свобод граждан на территории Оренбургской области за прошедший год, а также привлечение внимания к имеющимся проблемам, инициированию конкретных действий по защите и восстановлению прав человека. Можно считать, что Доклад отражает не только проведенную работу, но и вскрывает причины нарушения прав человека.
 Конечно, можно по разному оценивать количественные показатели работы Уполномоченного. Если растет количество обращений, что это: улучшилась система доступности до служб Уполномоченного или увеличение количества нарушений прав человека? А ведь за шесть лет количество обращений увеличилось в 2,7 раза, а за последний год  стало на 182 обращения больше. Если второе, тогда это уже оценка деятельности структур власти по всей вертикали. Почему наибольшее количество жалоб и обращений поступает даже не из г.Оренбурга (40,5%), а из г.Орска (53,5%)? Почему почти половина жалоб связана с претензиями к федеральным органам власти? Не говорит ли это о том, что люди уже не верят в возможности решения стоящих проблем не только  местных, но и региональных органов власти. Вероятно, есть над чем задуматься Правительству области.
Доклад Уполномоченного отражает широкий спектр проблем в области прав человека. Поэтому хочу остановиться только на одном из этих направлений, проблеме жилищного права.
По тематике обращений продолжают расти  проблемы жилищного права ( было 18,4%, стало 20,6%) и право на труд (было – 7,6%, стало – 8,6%).
Последние годы область гордилась рекордными темпами жилищного строительства, а количество неудовлетворенных растет. С одной стороны много строим, все больше растут коммунальные платежи и поборы на капитальный ремонт, в тоже время именно эти вопросы все больше не удовлетворяют наших граждан.
Особенно возмутительна ситуация с предоставлением жилья детям-сиротам и многодетным семьям. За прошлый год обеспечили квартирами 461 человека, имеющих статус детей-сирот и 33 моногодетные семьи. Но это составляет всего 14 процентов от всех детей-сирот, имеющих право на обеспечение жильем.
Как отмечается в Докладе Уполномоченного, в блоке жилищных проблем красной строкой проходят жалобы от такой категории как инвалиды и семьи с детьми- инвалидами. Практически стоит на месте очередь из малоимущих. «Буксует» обеспечение жильем граждан, расселяемых из аварийного жилья. При этом, разве не может не возмущать тот факт, что выделяемые средства из федерального и регионального бюджетов осваиваются не полностью или то, что зачастую органы власти трактуют законодательство не в пользу гражданина.
Растут тарифы жилищно-коммунальных услуг и гораздо быстрее чем индексация зарплат, которые к тому же задерживаются, и пенсий. Но из года в год в Докладе Уполномоченного говорится о неблагополучном состоянии сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг. И ничего не помогает, ни уголовные преследования, ни многочисленные реформы ЖКХ.  Так в воздухе и остаются призывы Уполномоченного о «должном выполнении ответственными лицами своих обязанностей, большем внимании к проблемам граждан».
Продолжаются и не известно, сколько это будет продолжаться, нарушения прав участников долевого строительства. Смущает то, что разрешение на строительство выдается органами власти, которое должно контролировать и технические возможности застройщика, его финансовые возможности, и поэтапный ход строительства. В Китае, в ЮАР и других странах, где идет стремительное строительство, но оно ведется под жесточайшем контроле местных органов власти, как говорится на поэтажном этапе строительства и по срокам и по качеству. Почему у нас все вскрывается только после того, как застройщик или проворовался или дом разваливается? Почему бесконечно возникают проблемы сноса нового завершенного строительства? А где же контролирующие органы на этапе выдачи документов, возведения нулевого цикла? Или процесс деления взятки до конца не отработан?
Вот только один пример с домами жилого комплекса «Возрождение» в с. Нежинка Оренбургского района, застройщиком которых является ООО «Альтаир 2007». Учредитель этого общества осужден за совершение мошенничества в особо крупном размере и приговорен к лишению свободы на 5 лет. Вроде бы справедливо. Но есть и другая информация, что этому Учредителю не дали возможность достроить этот комплекс. Нашлись заинтересованные структуры, которые с помощью официальных лиц, задействовав даже судебных приставов, с помощью которых просто изымали со счетов средства,  создавая невыносимые условия, не позволившие застройщику закончить строительство, а затем подвели под уголовное дело, посадив не только руководителя этого общества, но и для наглядности и женщину-партнера, мать малолетнего ребенка. Причина: рыночные отношения, желание поживиться, присосавшись к деловым людям. В итоге, пострадали дольщики, а деловым людям показали, что будет с теми, кто не делится.
В докладе Уполномоченного вскрыто много проблем. Вероятно, кроме заслушивания Доклада на Законодательном Собрании и принятия его к сведению, необходимо на очередном заседании Законодательного Собрания заслушивать и информацию Правительства области, что делается по тем проблемам, которые поставлены в Докладе Уполномоченного. Предлагаю в постановлении Законодательного Собрания дополнить такой пункт.