Сладков против Чапаева.

1 ноября 2020 года
Сладков против Чапаева.

Вот некоторые утверждают, что Гражданская война в нашей стране продолжается. И больше всех напирают те, кто не может примириться даже через сто лет с поражением в борьбе между двумя противоборствующими силами. Одни продолжали не смотря ни на что отстаивать устои старой царской России с разделением ее жителей на господ и быдло, на богатых и нищих. Другие на себе испытав всю несправедливость мироустройства, боролись за новую Россию, где каждый чувствовал себя бы хозяином страны, труд каждого был во благо большинства, а мечты каждого можно было воплотить в жизнь.

Уже тридцать лет как нет страны Советов, которую сегодня многие вспоминают с чувством огромной утраты, а люди постарше так и говорят - «Мы жили как при коммунизме».

И чтобы убить эту память, вытравить из сознания тех кто жил в СССР, не допустить молодых к изучении советской цивилизации, все эти годы стремились необоснованно возвеличивать тех, кто как раз стоял на пути новой России. Так против воли большинства населения в городах и селах стали появляться памятники белым генералам Колчаку, Дутову, Краснову и т.д.

Теперь в очередной в Оренбуржье закипели нешуточные страсти в связи с установлением бюста казачьему полковнику Т.И. Сладкову в селе Красное Первомайского района. И вновь мнения жителей никто не спросил. Даже местные органы власти, как районные, так и сельского Совета сегодня трусливо заявляют, что они не согласовывали ни место, и вообще не принимали решения об установке бюста. И только митрополит Бузулукский и Бугурусланский Алексий признался, что он просил батюшку местной церкви посодействовать в установлении бюста казачьему атаману.

Но, видимо решение принималось все же в других инстанциях. Не зря же на открытии это бюста принимали участие не только атаман оренбургских реестровых казаков Слепов, но и руководитель отдела по делам казачества министерства региональной политики Оренбургской области Ковтун и Мирошниченко.

Ох, лукавит Глава Красновского сельсовета Г.С. Кулешов встречаясь с возмущенными сельчанами, явно и к нему обращались за поддержкой решения установить в селе такой бюст. Да, и многие знают его затаенное желание снести памятник В.И. Ленину во дворе средней общеобразовательной школы еще в год ее открытия.
Возмущаются не только местные жители, но и многие оренбургские казаки факту установки бюста в селе Красное. Ведь атаман Т.И. Сладков родился в Уральске, ныне это территория суверенной Республики Казахстан. И здесь могут возникнуть вопросы на дипломатическом уровне.

В заслуги атамана Сладкова приписывается легенда о его «героическом» рейде по тылам Чапаевской дивизии и даже разгром штаба дивизии во главе с комдивом В.И. Чапаевым. Но факты говорят об обратном, атаман Сладков не принимал участие ни в этом рейде, ни в бое. А вот командир той группировки полковник Толстов был убит.

Почему теперь вдруг заговорили о Сладкове, который иммигрировал во Францию со своей любовницей, бросив при этом свою семью в России? Видимо, для уральских казаков не нашлось другой более представительной исторической личности, чтобы не отставать в параде памятников перед кубанскими и донскими казаками. Видимо в Казахстане им не позволили устанавливать бюст казачьему атаману и тогда они нашли в Первомайском приграничном районе России местных доброжелателей.

Теперь чтобы как-то оправдаться, инициаторы стали много говорить о неоправданной жестокости в годы Гражданской войны, особенно, якобы, со стороны красноармейцев. Вспоминают о каком-то красном терроре и сожжении красноармейцами 31 пленного белогвардейца. Но никто документально этого подтвердить не сумел. Ссылаются лишь на информацию из какой-то белогвардейской газетки. А что не напишешь в пропагандистском запале. Вот лучше бы вспомнили о многочисленных фактах, когда именно красноармейцы сохраняли жизнь белогвардейцам, веря их слову офицера не участвовать больше в братоубийственной войне. Но получив свободу многий из них еще с большей ненавистью вновь брались за оружие и убивали тех, кого они называли быдлом и не считали за людей и мирное время.

Да, гражданская война была предельно жестока. И это хорошо показано в художественной литературе, даже в таких знаменитых романах, как «Тихий Дон» М. Шолохова, «Чапаев» Д. Фурманова. Я настойчиво советую прочитать каждому небольшую книгу «Чапаев» и многие увидят в описанных событьях почти документальные свидетельства жестокой войны.

Да и какая необходимость была в применении карательных акций. Для красноармейцев необходимости в этом не было, ведь большинство рабочих, и беднейшие сельские жители не поддерживали царя, временное правительство и белогвардейцев. Не было никакой необходимость сжигать пленных белогвардейцев. Красноармейцы шли в бой и отдавали свои жизни за новую свободную Россию, за сой дом за своих родных? Их вела в бой благородная идея и мечта, а не кровавая месть. А вот белогвардейцы мстили. Мстили за утраченные привилегии и богатство, право распоряжаться жизнью слабого и бедного. И мстили жестоко, с изуверством, озлобленные своим поражением. На Урале в годы Гражданской войны без учета военных потерь, было замучено и казнено более пяти тысяч красноармейцев, советских работников и простых граждан.

В Первомайском районе в 13 селах до сих пор сохранились16 братских захоронений тех времен. В том же селе Красное две братские могилы. Как рассказывают местные старожилы, получившие информацию от своих родителей, в одной из братских могил похоронено более 30 человек. Сначала в братской могиле похоронили погибших в бою красноармейцев. Потом здесь же упокоили и погибших белогвардейцев. Так сама судьба их примирила. Есть там и братские могилы погибших чапаевцев в селе Соболево и в селе Красное. А вообще на территории Оренбургской области известны 87 братских захоронений погибших в боях за Советскую родину и от рук бандитов. Разве это возможно забыть?

Нельзя об этом забывать. Уже давно была дана оценка тем событиям. Понятно, что Гражданскую войну развязали царские генералы и атаманы, продавшись иностранному капиталу. Одним из первых это сделал атаман Дутов, который уже на следующий день после октябрьской революции в 1917 году отказался подчиняться советской власти и развязал гражданскую войну в Оренбуржье.

На совести руководства белогвардейского движения, щедро финансируемого иностранцами, миллионы загубленных жизней солдат, советских работником, а также тех, кто отказывался воевать на стороне белогвардейцев.

Мне приходилось читать воспоминание одного из участников обороны г. Оренбурга о том, как в мае 1919 года в плен к белым попал повар 218-го полка 49-й оренбургской дивизии. Это был рабочий кожевенного завода по фамилии Корень. Ночью в походной кухне он вез ужин на передовую и заблудился. Белые схватили его. Вылили пищу, повара Кореня разрубили на куски, сложили в котел, залили водой, подожгли топку и лошадь направили к передовой красных. Это дикое зверство возбудило в красноармейцах еще большую ненависть к белым. И они как один встали на защиту Оренбург и победили.

Напрасны ли были те жертвы? Со стороны белогвардейцев они напрасны. Ведь принеся неимоверное горе и разруху в своей стране, они остались без Родины, скитались на чужбине так и не приняв новых перемен в стране. Хотя у них была возможность вернуться домой, и советская власть несколько раз заявляла об этом.
А жертвы рабочих и крестьян были не напрасны. Они отстояли свою Родину не только от своих отечественных поработителей, но и от иностранной оккупации и порабощения. Они построили новую социалистическую Россию.

Так в селе Красное был создан колхоз «Россия», который располагал полем на 21 тысячу сельскохозяйственных угодий, из них было 12 тысяч пахотных земель. Коллективным трудом они добивались высоких урожаев, на пастбищах паслось два колхозных гурта, численностью в 3,5 тысячи голов крупного рогатого скота. Колхоз был миллионером. Население села с каждым годом прирастало и достигло 900 человек. Все больше становилось сельской интеллигенции с высшим и средне-специальным образованием. Строились добротные дома для колхозников. Построили в 1969 году типовую современную двухэтажную среднюю общеобразовательную школу, которую тогда посещало 350 учащихся. Расширялся детский сад-ясли. Построили свой колхозный ФАП. Развивался досуг в новом сельском Доме культуре, со спортзалом и хорошей библиотекой. В селе было несколько магазинов: продовольственный, промтоварный и книжный.

Именно об этом мечтали чапаевцы и красноармейцы идя на смертный бой. И потомки чтили их память своей счастливой жизнью.

А о чем мечтали Сладков и его приспешники? Сейчас в стране пытаются насадить вновь капитализм. А в результате пришли к тому, о чем даже не мечтали даже сладковцы. Колхоз «Россия» развалили. На его обломках создали СПК «Рассвет». Только правильнее его было назвать «Закат». В СПК ныне обрабатывается лишь 2,5 тысячи га земли, а гурт КРС из 52 голов. В летний сезон в СПК работает 12 работников, а на зиму остается всего 7 работников. В селе трудится еще семь фермеров, в стойле которых по десятку КРС. Вот и все.

Село стало хиреть. Если в 2010 году здесь жило 724 человека, то в настоящее время реально проживает не более 300 человек. Остальные разъехались по стране в поисках лучшей доли или уезжая на заработки вахтовым методом на север и в больших городах. Магазины закрылись и стали частными. В школу ходит менее 100 деток.

Осталась одна достопримечательность – это восстановленный храм, который построен еще в 1831 году. Но, как видим, и храм не помогает в людях утвердить веру в новую капиталистическую жизнь. Зато люди постоянно спотыкаются на забвении. Недалеко от храма стоял обелиск красноармецам. Святой отец Евгений решил для прихожан организовать автопарковку. Осуществлению этой идеи мешал обелиск. Отец Евгений добился разрешения о переносе обелиска. Но при вскрытии было обнаружено 22 скелета братского захоронения. Долго пришлось каяться и извиняться перед прихожанами отцу Евгению.

Но, пока ни он, ни глав сельсовета Г.С. Кулешов не каются, пряча глаза от односельчан после установки бюста атаману Сладкову в селе. Так и не понятно в честь чего был установлен этот бюст.

А жители села не просто возмущаются. Они организовали сбор подписей с требованиями привлечения к ответственности лиц, позволивших в нарушение общепринятых правил, без согласия местных жителей, установить на территории церкви, выходящей на улицу, носящей имя Чапаева, бюст атаману, ничего доброго не сделавшего ни для своего края, ни в целом для России.

Новый виток гражданского противостояния, видимо, начинает раскручиваться. И раскручивают его бездумные действия ортодоксальных кругов общества, при поддержке священнослужителей и попустительстве органов власти.
 

В. Новиков, депутат фракции КПРФ Законодательного Собрания Оренбургской области.